Трубопроводная арматура

 

Задвижки стальные

Вентили, краны

Затворы

Клапаны

Фильтры

Отводы

Фланцы

Клапаны чугунные

Сгоны

Гибкая подводка

Насосы

Тройники стальные

 

 

Краны (шаровые)

Кран [шаровой] - это запорное устройство, в котором подвижная деталь затвора имеет форму тела вращения с проходом для потока рабочей среды, и для его перекрытия вращается вокруг своей оси, перпендикулярной оси трубопровода. Любой [шаровой] кран имеет две основные детали - неподвижную (корпус) и вращающуюся (пробку).
В зависимости от геометрической формы уплотнительной поверхности затвора [шаровые] краны разделяются на три основных типа: конические, цилиндрические и шаровые (сферические).
В зависимости от характера движения пробки различают [шаровые] краны с вращением пробки без подъема и с подъемом (отжимом) пробки перед поворотом и последующим опусканием (прижимом) после поворота.
По наличию или отсутствию сужения прохода [шаровые] краны бывают полнопроходные и суженные.
По форме прохода [шаровые] краны могут быть с круглым, прямоугольным, трапецеидальным и овальным проходами.
По материалу корпуса или пробки [шаровые] краны бывают бронзовые, латунные, цинково-алюминиевые чугунные, стальные, титановые, пластмассовые, керамические, графитовые и др.
По материалу уплотнительных поверхностей [шаровые] краны бывают с металлическими, пластмассовыми, графитовыми и резиновыми седлами или гнездами.
По конструкции корпуса различают [шаровые] краны с разъемом параллельным, перпендикулярным или наклонным к оси трубопровода и с цельным корпусом (без разъема).
По типу управления и привода [шаровые] краны могут быть с ручным управлением, с гидравлическим, пневматическим или электрическим приводом.
По направлению потока и числу патрубков различают [шаровые] краны проходные, угловые, трехходовые, многоходовые.
[шаровые] краны применяются как для газообразных, так и для жидких сред практически с любыми свойствами.
[шаровые] краны в основным используются на магистральных трубопроводах, транспортирующих природный газ и нефть, а также в системах городского и коммунального хозяйства.

Достоинства [шаровых] кранов:

• малое время открытия и закрытия;
• низкое гидравлическое сопротивление;
• небольшая высота и строительная длина.

Недостатки [шаровых] кранов:

• большие крутящие моменты, необходимые для управления;
• необходимость применения (для некоторых разновидностей) неметаллических уплотнительных элементов.

Задвижки

Задвижки предназначены для полного перекрытия потока рабочей среды и являются одним из наиболее распространенных типов запорной трубопроводной арматуры, устанавливаемой на технологических и магистральных трубопроводах.
Запирающий элемент в задвижках перемещается возвратно-поступательно, перпендикулярно направлению потока рабочей среды и имеет два крайних рабочих положения - "открыто" и "закрыто".
В настоящее время выпускается большое количество конструктивных разновидностей задвижек, отличающихся:

• конструкцией запирающего элемента (затвора);
• расположением ходового узла;
• типом привода;
• способом подсоединения к трубопроводу.

В зависимости от конструкции запорного органа задвижки подразделяются на клиновые и параллельные: у первых уплотнительные кольца расположены под небольшим углом, образуя клин, а у вторых - уплотнительные кольца расположены параллельно друг другу.
Клиновые задвижки изготовляются с цельным (жестким или упругим) клином или составным двухдисковым клином, образованным двумя расположенными под углом друг к другу дисками, образующими таким образом клин. Применение жесткого клина в задвижках малых диаметров создает надежную конструкцию с высокой герметичностью запирающего элемента, но при колебаниях температуры рабочей среды здесь возникает вероятность заклинивания затвора в корпусе. Затвор в виде упругого клина лишён этого недостатка. При повышенных требованиях к герметичности применяется двухдисковый затвор.
Параллельные задвижки могут иметь затвор в виде одного диска или листа (шиберная), или в виде двух дисков с расположенным между ними распорным клином или распорной пружиной. При неблагоприятных условиях работы уплотнительных колец затвора, во избежание коррозии и задирания металла рабочих поверхностей, применяются параллельные задвижки со смазкой. В таких задвижках полость корпуса заполняется консистентной смазкой, которая смазывает уплотнительные кольца и несколько повышает герметичность затвора.
Задвижки могут быть с выдвижным или невыдвижным (вращаемым) шпинделем.
В первом случае при открытии и закрытии задвижки шпиндель совершает поступательное или вращательно-поступательное (винтовое) движение, а ходовая резьба шпинделя и гайка находятся вне полости задвижки.

Во втором случае при открытии и закрытии задвижки шпиндель совершает только вращательное движение, а ходовая резьба находится внутри полости задвижки в контакте с рабочей средой. Такие задвижки применимы для трубопроводов, транспортирующих минеральные масла, нефть и воду, не засоренные твердыми примесями и обеспечивающие смазку пары трения "шпиндель - ходовая гайка".
Для управления задвижками используется ручной или электрический привод. На задвижках больших диаметров с ручным управлением используется редуктор с червячной, конической или цилиндрической зубчатой передачами для уменьшения необходимого усилия на маховиках ручного привода.
К трубопроводу задвижки крепятся при помощи стандартных фланцев с болтовыми соединениями или при помощи сварки. Сварные соединения более надёжны, по сравнению с фланцевыми, и поэтому используются в наиболее ответственных случаях - например, в энергетических системах при высоких температурах и давлениях рабочей среды.
Задвижки обычно изготавливаются полнопроходными, т.е. диаметр прохода задвижек практически равен диаметру трубопровода. В некоторых случаях, с целью уменьшения массы и габаритов, снижения усилий и моментов, необходимых для управления арматурой, используются суженные ("раструбные") задвижки, у которых диаметр прохода в корпусе меньше внутреннего диаметра соединительных фланцев (как правило, на одну ступень параметрического ряда условных диаметров).
Задвижки с большими условными диаметрами прохода могут снабжаться наружным обводом (дополнительной "шунтирующей" задвижкой малого диаметра) для снижения усилия, необходимого при открывании задвижки.
Некоторые типы задвижек снабжены указателем положения затвора, который может иметь линейную или круговую шкалу.

Достоинства задвижек:

• сравнительная простота конструкции;
• малое гидравлическое сопротивление;
• малая строительная длина.

Недостатки задвижек:

• большое время открытия и закрытия;
• большая строительная высота, по сравнению с другими видами арматуры;
• невозможность использования для регулирования потока рабочей среды.

Тройники

Тройник – элемент трубопровода, применяемый для соединения двух различных трубопроводов, расположенных под углом 90 град. относительно друг друга.

Тройники бывают равнопроходные и переходные. Равнопроходные тройники используются для соединения трубопроводов имеющих одинаковые диаметры, переходные – соответственно для соединения трубопроводов имеющих разные диаметры.

Отводы

Отвод – деталь трубопровода, представляющий собой часть трубы, изогнутую под определенным углом. Отводы применяются с целью соединения двух труб в местах изменения направления трубопровода и расположенных друг к другу под соответствующим углом.

Изготавливаются отводы со стандартным углом поворота 30, 45, 60, 90 и 180 градусов, а также по специальным требованиям потребителя.

Клапаны

Клапаны обратные поворотные предназначены для автоматического предотвращения обратного потока рабочей среды в трубопроводах. Клапан обратный поворотный подразделяется на подъёмный и поворотный. Подъёмные обратные клапаны имеют диск, совершающий обратно-поступательные движения. Клапан обратный поворотный снабжен затвором, который поворачивается вокруг горизонтальной оси, расположенной выше центра седла клапана.

Рабочее положение клапана на горизонтальном трубопроводе: крышкой - вверх; на вертикальном трубопроводе - по направлению стрелки на корпусе вверх. Направление потока среды должно быть под диск захлопки. Если клапан установить в другом положении, он не будет работать.

Обратные затворы имеют следующие параметры:

  • DN – от 15 до 2200 мм;
  • PN – от 2,5 до 250 кгс/см2;
  • температура рабочей среды до 600 °С.